Выживание в тундре – три главных условия: 1.Тепло. 2.Сухо. 3.Люди.
Именно так. В первую очередь, озаботьтесь сохранением тепла. Костер, дрова, горючка, заглохший двигатель – первые задачи и их нужно решить немедленно. Будет работать двигатель – в машине будет тепло, будут дрова – не замерзните ночью. А для сохранения тепла что самое важное? Правильно. Сухость. Мокрые носки, отсыревшее белье, вымокшая куртка – враги. Немедленно сушить при любой возможности. Будете в сухости – будете в тепле, будете мокрым – 146% замерзните и быть беде. Первый губернатор Чукотки умер в тундре на реке Майн от обычной простуды.
Разобрались со вторым – вы в тепле и сухости, вот теперь можно подумать и о дальнейшем спасении, а это, как ни крути, цивилизация, люди. И тут большой вопрос: уходить от техники навстречу людям или дождаться на месте. Множество людей погибло, пытаясь пройти «да фиг ли там эти пара км. до города», вот этого делать не надо. До тех пор, пока техника обеспечивает выживание – не уходите от нее. Технику с вертухи найти не сложно, а одиночного человека очень тяжело. Безобразно большое количество раз в Чукотской истории, когда технику находили, а людей уже спасти не могли потому что они уходили от техники. Нельзя так делать.
И еще одна крайне важная штука. Северные люди это не те, кто не мерзнет, а те, кто правильно одевается. Любые приключения – результат плохого планирования, это не я, это Амундсон сказал, а он старый северный черт, хорошо знал что и как.
Конкретный пример. Выбрасываемся с Иультинского маршрута. Приехали к реке Амгуэма. Река обмелела. Сильно обмелела. Очевидно, что надо переплавляться в два захода, в одном лодка всех не увезет. Путь в одну сторону – часа два-три, потом столько же обратно. Проводник Андреич загружает в лодку жену и младшего и уходит на место встречи с вахтовкой. Я со старшим и собакой остаюсь на берегу и жду возвращения Андреича за нами. Погода резко холодает. Вместо комфортных +21 резко опускается к бодрящим +10. Вечереет. Надо обеспечить свое выживание. Ну и что мы делаем? Правильно. Находим на берегу укрытие от ветра, стаскиваем дрова, костерок и ждем в абсолютном комфорте и тепле. А потому что не ждали, знали, что надо немедленно кабанчиком метнуться, укрытие замастырить, костерок соорудить, дров запасти и вольготно залечь в укрытии. Когда Андреич вернулся, он, похоже, больше нас замерз, мы же вообще в шоколаде.
Второй случай. Выезжем в начале нулевых из города ночью покататься. УАЗик-буханка. Я в шелковых офисных штанишках, друзья примерно также одеты. Водитель кладет Буханку набок у дороги за свалкой. Ночью тут машин – аж нет нифига, и до утра не будет. Двигатель заглохший, январь, – 30С… прохладененько… Единственно верное решение — это схватить самого трезвого попутчика и быстрым галопом до плотины. Потому что там есть живой человек и телефон. А с телефона можно позвонить. А значит получить помощь. Добежали. Холодно, блин, капец как холодно, но добежали, оттуда и помощь вызвали. Все живы.
Это называется опыт. Его нельзя прочитать в книжках, этому не учат на ОБЖ и в кино не показывают, это надо самому получить. И каждый раз уникален. Когда бежать, а когда сидеть в машине. Когда костер немедленно разводить, а когда тепло из катера не выпускать. Или что среди ночи при ночевке в катере нужно проснуться, взять тряпочку и вытереть крышу, иначе утром от капели весь мокрый будешь. А и такое случалось, ломались на отрезке Краснено-Снежное и ночевали в катере посреди нигде. Вот поэтому и нужен проводник, потому что он знает то, чего не знаете вы. Чукотка прекрасна и умопомрачительна, если уметь ей пользоваться, а если считать, что все знаешь и умеешь потому как три статьи «выживальщиков» в инете прочитал, то может и плохо закончится.