Перейти к содержимому

Вторая смерть Иультина: происходит прямо сейчас

Интервью со сталкером мертвого города Иультин
Мифы и правда об оленине, северной пище и не только

У меня большая просьба ко всем, кто меня читает. Номер один. Расшарьте и протегайте пожалуйста этот пост среди всех людей, имевших отношение к Иультину. У меня большая просьба ко всем Иультинцам, это номер два. Дорогие Иультинцы, читать дальше текст или нет, оставляю на ваше собственное решение. Читая дальше, вы понимаете и принимаете что некоторые факты, которые я буду вынужден озвучить, могут спровоцировать у вас объяснимую, понятную, но, все-таки, боль.

Краткий исторический анамнез смерти Иультина.

Логистика на Чукотке – жизнь. Отсутствие логистики – смерть. Это не метафора, это факт. Чукотка абсолютно, бесповоротно, жизненно навсегда зависима от коммуникаций с остальной страной, а лучше бы и всем остальным миром, в хорошем смысле. Полностью автономная жизнь современного человека в этих условиях невозможна уже даже для самого коренного, коренней не бывает, населения. Современный человек в тундре без благ цивилизации, из которых множество – привозные и ничем локально заменены быть не могут, постоянно не выживет. Никакая «Робинзоната» ни отдельных людей, ни населенных пунктов с полным отрывом от любых форм цивилизации невозможна. Закончатся блага цивилизации, закончится ваше выживание.

Первый смертельный удар по Иультину был нанесен разрушением Иультинского моста. Амгуэма по весне река суровая, да она и по осени не подарок. Летом, кстати, как-то не Клязьма ни разу, про зиму лучше и не говорить… Красивая, но… это капец коммуникация, сложная во всех смыслах, хоть передвижение по ней самой, хоть ее форсировать, запредельная. Не стало моста, Иультин умер. Сразу. Это не были длительные мучения, причитания родных и близких, беседы со внуками, переписывание завещаний и хосписы. Это был удар в сердце. Смертельный, мгновенный. По меркам истории. Попытка горстки людей выжить в населенном пункте автономно закончилась достаточно быстро и безуспешно. По-другому и быть не могло. Никак.

Сейчас приходит вторая смерть Иультина. Хотим мы этого или нет, но есть беспощадный палач, с которым договориться, увы, невозможно. Этот палач – время.

С одной стороны, Иультин неизбежно начинает разрушаться. В часть зданий заходить уже нельзя, это небезопасно. Часть еще отлично сохранилась, но разрушение идет и оно неизбежно и необратимо. Все созданное руками человека рано или поздно обратится в прах. Умрет и Иультин. Окончательно разрушится от времени.

И проблема даже не в этом. Он уже умирает еще в одном, как вы уже поняли, смертельном ударе, необратимым, опять логистика. Иультинская трасса от поселка Амгуэма и далее более не обслуживается. А живут дороги (опять же, «внекатегорийные», то есть, отсыпные грунтовки на вечной мерзлоте через миллиард триллионов рек, ручьев, озер, луж, сопок, болот, перевалов, плавников, булгуняхов и прочих радостей) без постоянного обслуживания и ремонта на Чукотке недолго. 

Если раньше можно было доехать до разрушенного моста и форсировать реку там, то уже в 2020 году такой возможности не было. Дорога существовала только до 169 км. В 2021 году, как утверждают, трасса осталась «живой», это значит проезжей хоть как-то на далеко не паркетном транспорте, только до 147 км. Соответственно, Иультин и так-то не прямо за рекой, а на приличном расстоянии от нее по абсолютно непроезжей части остатков дороги, соответственно, огромную и сложную часть пути едешь не по остаткам трассы, они непроезжи абсолютно, а по руслам рек и ручьев, по целине, продираясь сквозь дикую тундру и так далее. В общем, наземно-речной-наземный маршрут в Иультин с каждым годом очень сильно осложняется.

Если у вас появилась очень неумная мысль прогуляться туда в одиночестве, забудьте ее вообще. Навсегда. Это очень плохая мысль. Потому что она мало того, что дико сложная в реализации, она еще и опасная. Я не шучу. Вообще. Совсем. Мне известен только один достоверный случай хождения там человека без оружия и в одиночку и при этом счастливо окончившийся. И он был много лет назад, когда этот способ логистики был на порядки проще. 

Сейчас это экстремальный маршрут, и не надо себе врать по этому поводу. Он экстремальный, потому что без проводника это делать – очень, очень плохая идея. У нас был недавно запрос: «обеспечьте нам логистику на наш страх и риск, мы сами по себе поедем», разумеется, отказали. Не возьму грех на душу. Медведи там не плюшевые, росомахи не в виде чучелок, а пиццу не привезут и с агрегаторами такси тоже туго. Как и вообще со связью. Для вас будет сюрпризом, но даже спутниковая связь там работает далеко не везде.

Для полного понимания сложности. Мне неизвестно на этот момент ни одного достоверного случая чтобы кто-нибудь из людей добрался туда наземным способом в летний период после того, как там побывали мы в августе 2020 года.

Взлетно-посадочная полоса в самом Иультине, судя по всему, умерла уже даже для гидроавиации, ровного подходящего куска ВПП нужной длины не осталось. Садиться на Амгуэму как вариант, но надо, чтобы встречали с той стороны. Никак иначе. До Иультина от места посадки будет далеко, см. выше.

Вертолеты. Этим пофиг. Эти могут прилететь в любой момент. Но… стоить это будет сказочно. К немалым тарифам Чукотавиа добавьте перелет не Эгвекинот – Иультин, а из и в Анадырь, место базирования вертухи. И перелет в оба конца дважды (туда и обратно) или простой и ожидание вас там на месте. Волшебная цена вопроса получается.

Зима. Зимой приехать многократно проще. По снегу и замерзшей реке Амгуэма. Но это зима. Город мертв. Батареи там не топят, электричества и всего прочего, кроме как у одного-единственного живого человека там, нет. Сугробы. Иультин никто не чистит, его заметает по-полной. Внутри зданий тоже вы тоже особо не походите. Через любую щель, не говорю даже про разбитые окна, наметает нетающий всю зиму снег. Холодно. Добраться то проще, но зачем?
Так что мысль простая и грустная. Хотите увидеть Иультин летом, делайте это в ближайшие годы, скоро такой возможности не будет. Не будет разумного способа добраться туда, а главное, скоро станет и незачем, Иультин неизбежно закончит свою жизнь грудой обломков. Обломков человеческих зданий, человеческих судеб, человеческих жизней.

Спи спокойно дорогой Иультин. Ты был разным для людей. Для кого-то страшным и смертельным во времена ГУЛАГа. Для кого-то новой страницей жизни обычного советского человека или комсомольца, приехавшего покорять Север в шестидесятых. Далеко не худшим местом на планете, чтобы провести там свое детство в семидесятых и восьмидесятых. Иультин вместе со всей страной встретил девяностые. И не пережил. Прощай, это не ты такой, это мы, люди, такие. Прости нас.

Интервью со сталкером мертвого города Иультин
Мифы и правда об оленине, северной пище и не только

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *