Всем проводникам и путешественникам обязательно к прочтению! Несоблюдение этого баланса может стоить жизни.
Экспедиция 21-го года (Прилет в город Анадырь и восьмой причал). По плану прилетаем в Анадырь, из Анадыря гидросамолетами в Эгвекинот, там ночуем и через посадку для дозаправки в Анадыре выходим на длинное плечо маршрута вдоль реки.
Прилетаем в Анадырь. Эгвекинот закрывается наглухо штормом и туманом с сильным порывистым ветром, низкой облачностью и дождем, сводящим видимость к 0. Армагеддец, в общем. Лететь туда нельзя, без вариантов. Это будет даже не риском, а клиническим идиотизмом. Прогноз говорит, что это возможно затянется на неделю. ОК. А маршрут на длинное плечо открыт.
Это Чукотка, адская кухня мировой погоды. Шторма рядом со штилем, туман в километре от яркого солнца, потоп в ста метрах от выгоревшего в засуху леса, разница температур в 20С в соседних населенных пунктах и четыре климатические зоны! И все вот это вот постоянно перемешивается с неимоверной скоростью по малопредсказуемым траекториям и с фиг знает какими трансформациями.
По прогнозу эгвекинотский эпический погодный звиздец в любую минуту может полезть на Анадырь и его тоже закрыть на неделю. То есть, надо уходить на длинное плечо маршрута, пока это возможно, а то можно встрять в Анадыре на неделю. А раз так, то тянуть нельзя. Но тут другая засада. В Краснено нас ждут через два дня. Они понятия не имеют, что у нас все срочно меняется и они вне связи! Разъехались по тундре по своим делам… Судорожно всеми путями ищем связь с красненскими, чтобы предупредить их. В любом случае, лететь сегодня, как только придет час Х, который обусловлен наступлением одного из следующих факторов: эгвекиносткий капец двинулся на Анадырь, или наступление времени, после которого вылетать уже не будет смысла в силу светового дня с учетом подготовки и вылета, полета, времени на приземление и разгрузку и т.д. с запасом, это в случае если с красненскими связаться так и не получится.
Авантюризм? Да. Что теряем если не идем на это? Срываем себе весь дальнейший маршрут вынужденной неделей в Анадыре, да еще и в адскую погоду. Что случится, если прилетим, а с ними так и не связались и нас не ждут? Определенный бытовой дискомфорт (это во многом и получилось, надо сказать). Но фатален ли он на фоне недели в Анадыре и опасен ли для людей? Нет. Даже, если с красненскими связаться так и не удастся, я смогу обеспечить там людям ночлег и горячий ужин и без них. Сложней и геморройней, но могу. На крайний случай, с собой коробка с ИРП (армейский индивидуальный рацион питания). Вполне достаточные и хорошие по качеству и содержимому, вкусные и питательные, включая всякие вкусняшки. Пусть и не мишленовский ресторан, но голодных смертей не будет. Да и вообще, в тундре сухая галета тортом становится.
Теперь остается предпринять все действия для того, чтобы в случае шухера по вышеприведенным причинам с момента их наступления до момента взлета было минимально мыслимая задержка по времени. Только шухер надвигается, прыгнули в самолеты и вперед без малейшей потери времени. А в это время продолжаем, как можем, связываться с красненскими. С другой стороны, раньше лететь тоже плохо. Все-таки рано или поздно свяжемся с ними, и они хоть как-то будут готовы. Вероятность высокая. Продолжаем это делать. И лучше уж тогда людей «пообедать» в анадырском общепите. Неплохом, кстати, ибо в Краснено никакого общепита по определению нет. Там живет 18 человек. Фудкортов не построили. Но и время, помним, что минимизируем «время от шухера до вылета». Поэтому заранее делаем одну ходку к самолетам, еще раз все прикидываем, сверяем, чтобы с момента приезда «по шухеру» через считанные минуты быть в воздухе.
И после этого, в полнейшей готовности, едем обедать и ждать что раньше произойдет: свяжемся с красненскими, наступит шухер или истечет время ожидания, которое при всех раскладах, не более одного часа от этого момента! На этой почве даже возникло определенное недопонимание с одним участником экспедиции. Дескать, почему я не называю точное время вылета. А вот какой фактор первым сработает, от того и будет «нажата красная кнопка» и мы мгновенно стартанем. А пока лучше не спешить и все-таки связаться с красненскими, которые ни сном-духом о нашем досрочном прилете. В любом случае, это время, включая обед, в пределах одного часа! Гостиницу уже не продлевали. Смысла нет, обедаем, минут несколько посидим и стартанем. А, может, и не будет возможности посидеть и нужно будет поскорей дожевать и кабанчиком на ВПП к самолетам. Дольше оформлять еще раз гостиницу, чем те 15 минут, которые мы в ней проведем, если они у нас будут…
Почему максимальная готовность заранее? Да чтобы в случае если шухер наступает слишком быстро у нас хватило времени от него убежать. Но могло и так сложиться, что шухер по погоде мог случиться еще до обеда и тогда уж, понятное дело, ни о каких обедах в Анадыре и речи нет. В общем, надо быть готовым в любой момент немедленно вылетать, даже не дожидаясь обеда. Поэтому и подъем не в 12, а в 10. Иначе вместе со сборами времени может не хватить для экстренного вылета.
С красненскими связались как раз пока мы обедали и огорошили людей, которые вообще пока своими тундровыми делами занимались и даже порядки у себя не навели перед нашим приездом. Нас то там через два дня ждали, хорошо хоть они сами успели в село вернуться. А фактически сложилось так, что за счет невыбранных, но необходимых в плане «люфтов» по времени еще и на рыбалочку успели мотнуться, правда, поздновато, поклевки были, щуку тащили, но не поймали. А кто не хотел рыбачить пару кругов над Краснено полетали.
Теперь, что касаемо бытовых сложностей. Огребли по самые уши. Ну как огрели? Кров над головой был, горячая еда, теплый прием тоже. В домах было неубрано, наши новые постельные принадлежности оказались заперты в доме у человека, который уехал и никому не оставил ключи и должен был вернуться как раз, когда мы уже улетим. Ну нас же только через два дня ждут. И с биотуалетом, соответственно, та же засада вышла. Авантюризм? А то. А что на чаше весов? Сорвать весь маршрут и колбаситься неделю в Анадыре в плохую погоду? Допустимо ли такое решение: уйти на длинное плечо маршрута, вместо запланированного короткого? По мне, так не просто допустимо, а единственно верное.
Где накосячили. Пролюбили коробку с ИРП в Краснено. В Краснено покушали конечно, но на следующий день планировали из них обед на Танюрере, не сложилось. Обидно и глупо получилось. Второй косяк. С тех пор, как я был в этом конкретном месте, прошло достаточно много лет и фауна там конкретно разрослась. Прорывались через оную. И мне, и пилотам с проводником, не пришло в голову, что можно не лезть по кустам, а по реке лодками или самолетами же… Чего лишний раз ноги топтать…
Марково. Один самолет начинает «дурить». Летать можно, но людей, от греха подальше, лучше возить на втором, а выпендривающийся пусть будет страхующим. Соответственно, маршрут можно продолжать, но внести в него изменения. Исключить Ламутское. Если начнет тупить второй самолет, из Ваег я людей могу вернуть в Анадырь скоростным катером, а вот из Ламутского так не получится. Там очень мелкие глубины, перекаты, безумные меандры, мощнейшие течения и постоянно меняющийся фарватер. Только лодками. И то только под управлением исключительно местных проводников из Ламутского, даже не из Марково. Марковчане, в подавляющем большинстве, реку выше не знают! А там это абсолютно необходимо и даже не обсуждается. Без опыта вождения лодок выше Марково туда лучше даже не соваться, если вы не суицидник. Ходить там по воде можно безопасно только если ты именно там занимаешься этим всю жизнь.
Или вообще прерывать маршрут в Марково? Зачем? Критических опасностей не добавляется. Люди летят на полностью исправном самолете. А в случае, к примеру, вынужденной посадки, нас страхует второй самолет и МЧС со своей авиацией. Т.е. По факту ничего не меняется, кроме вынужденного сокращения маршрута на один пункт. Авантюризм? Да. Опасный? Нет.
Эгвекинот 2. К тому моменту как возвращаемся в Анадырь один самолет так и дурит. У второго незначительная поломка шасси, но садиться можно только на воду. Погода нестабильная и постоянно становится нелётной, то в Эгвекиноте, то в Анадыре, то посередине, посадка возможно только на воду, а на заливе с высокой вероятностью может быть шторм. Риск высокий и плохоконтролируемый, лететь нельзя, опасно. Отменяем вылет туда.
Вот как-то так. Был еще, разумеется, миллион других нюансов, но общий принцип таков. Не надо кричать «все пропало» при первом же вынужденном изменении первоначального плана. Чем-то жертвовать в той или иной степени можно, а иногда иначе и не получится, к примеру, в бытовых условиях или в части самого маршрута. Но чем не жертвуется никогда: безопасность. Вот именно соблюдение этого баланса и дало нам отлетать беспрецедентно злополучный, черный для российской авиации прошлогодний август без потерь и выполнить маршрут настолько, насколько это было возможно в тех фактических условиях (Маршрут года 2021).
Просчитывайте риски и не принимайте необоснованных решений.
Классных путешествий вам!