Перейти к содержимому

Экспедиция ГрандАвиа Чукотка: обратная сторона

По следам экспедиции ГрандАвиа Чукотка 2021: фото с неба
Баланс здорового авантюризма и недопустимых рисков

Вот сейчас, немного вздохнув и переведя дух, даю вам полный и настоящий расклад, что же получилось и что нет из нашего Авиапутешествия, а то ведь все-равно слухами обрастём, вот и даю вам настоящую версию без всяких небылиц и домыслов, из первых рук.

Земляки, в первую очередь, обращаюсь к Эгвекинотцам, которые ждали нас и были бы рады нас видеть. Наши извинения вам, но природные и техногенные причины дважды закрывали нам любую возможность добраться до вас. В нашем спланированном маршруте вторым пунктом, по понятным логистическим причинам, после Анадыря, значилась авиационная «радиалка» в ваши удивительные края, к потрясающим сопкам, в удивительную историю вашего волшебного, одного из прекраснейших мест на земле. Это был исключительно важный для нас пункт. Мы приложили все разумные усилия, чтобы прилететь к вам. 

В наш первый прилет в Анадырь маршрут на Эгвекинот был закрыт по метеоусловиям. Такой же бесперспективный был и прогноз на ближайшую неделю. Плюс к тому, у малой авиации не такие допуски по метео, как у межконтинентального лайнера, который бороздит просторы большого театра на 11 км. высоты и ему плевать на погоду под ним, хоть камни из облаков на землю сыплются. Малая авиация отхватывает все «низовые» прелести по полной. Тут тебе и низовые туманы, и волна, исключающая посадку на воду. А бывает, что на землю по каким-то причинам сесть нельзя, например, слишком далеко от нужного пункта. Даже у «Дашек» (канадские рейсовые самолеты «Чукотавиа») в этом плане допуски чуть лучше. Но зато, они на воду не садятся, а аэродромов на территории Чукотки, где могут, но не очень-то хотят поместиться несколько европейских государств, простите, не то что котик начихал, а аж наноконцетрация. Вот уж точно в нанотехнологиях преуспели, наноаэродромную сеть на макрорегион создали. Так что тут, что называется: «летим по фактическим метеоусловиям».

Вернемся к маршруту. В момент нашего прилета в Анадырь был закрыт Эгвекинот. Но открыто самое длинное, а потому увеличивающее риски отклонения от расписания, континентальное направление вдоль реки Анадырь. Если оно закроется, будет полный ахтунг и эта вероятность высокая. Со стороны Эгвекинота движется погодный апокалипсис, который накроет все побережье. Просидим неделю в Анадыре в надежде на чудо и «окно» в метеоусловиях на Эгвекинот и можно такого окна не дождаться, а речное направление закроется, не дай бог. Опять же, сама по себе, таящая больше проблем, в силу числа посещаемых пунктов и расстояния «плеча» радиалка. Риск неоправданный. «Это полное фиаско, братан!» (С). Выход один: улетаем в длинную радиалку, ибо третья: Майниц, самое статистически и фактически беспроблемное, с точки зрения метео, направление. Плюс короткое плечо от Анадыря. Его сделать проще всего и вероятность проблем с ним, по сравнению с другими, особенно Эгвекинотским направлением, кратно ниже.

А это, на секундочку, давайте не будем забывать, мы делаем первыми в истории ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Никто и никогда не летал по этому маршруту, не планировал и не реализовывал подобных Маршрутов по Чукотке на гидроавиации. НИКОГДА! Наша команда, эти мужественные люди, уже вошли в историю человечества. Они первыми проложили и прошли столь сложный и уникальный маршрут. А первым, как вы понимаете, быть, всегда не самое легкое мероприятие. Чем отличаются современные первопроходцы от Семена Дежнева сотоварищи, Колумба, Гагарина? Они делают что-то, что до них не делал никто! Ну и отхватывают ударов и от судьбы, и от капризов природы, да и просто каких-угодно, от самых элементарных бытовых трудностей до минут осознания реальности опасности медведей, когда видишь их, простите за вульгарность, «дымящийся помет» и лицезреешь их на бреющем полете в паре десятков метров под собой. Не забывайте и чукотские «чудеса» сервиса в отдаленных населенных пунктах. Надо понимать, это реальный ЭКСТРИМ по полной программе! Это постоянно меняющаяся погода от душной жары до пронизывающего холода! Это четыре полноценных самостоятельных климатических пояса!

Итого, летим на Краснено, погода благодать! Летай, не хочу. Везде с собой привозим если не постоянно палящее солнце, то, как минимум, обходимся без серьезных дождей. С Краснено получилась другая засада, они нас ждали после Эгвекинота, т.е. через два дня. Соответственно, готовы абсолютно не были, встречающих буквально выдергивали из тундры и срочно возвращали в село, сказав, что прилетим через полтора часа!:-) Так что по бытовой части тут всем досталось.

Водный взлет – полный адреналин для впечатлительных. Ибо для несведущих и не пробовавших на себе, первый взлет с воды производит близкое к шокирующему впечатление. Со стороны взлет гидросамолета выглядит вполне себе прилично. Но внутри у людей, не имевших подобного опыта и не знающих еще, не почувствовавших и не принявших это как абсолютно нормальное явление, не представляющее из себя опасности, то есть штатный режим, включается свой собственный внутренний вибратор. Дрейфят, иначе говоря. Брызги во все стороны, водичка может через вентиляцию слегка и взбодрить небольшим душем. А еще, гидросамолет же, в силу природы своей, пока на глиссаду выходит, может пару раз шлепнуть по волне. Это для него абсолютно нормально и штатно, а «первоходу» кажется: во колбасимся, ща развалимся к ядрёной бабушке! Это вам не чистая скатерть трассы «Формула 1». Полное ощущение, что взлетаешь из под воды аки воспарившая к архангелам подлодка и при этом, неведомо почему, трясущаяся по ступенькам. В общем, вибрации сии резонируют в человеке и тому становится весьма, скажем так, экстравагантно в душе. Ударение на последний слог, хотя, в определенном смысле, и на первый тоже будет верным.

А тот филиал адища, который устроила нам своим головотяпством, раздолбайством, запредельным организационным бардаком, вопиющим уровнем некомпетентности и уклонения от выполнения своих прямых обязанностей милая теперь до глубины шрамов на сердце и горячо любимая по самые гланды авиакомпания ютейр (на Чукотку они больше не летают, чему мы очень рады и чему немало способствовали). Такого ужаса я не встречал за почти полвека своей жизни, а налета у меня чуть ли не больше, чем у многих пилотов на пенсии. Вся жизнь в небе. И сколько потом нам доставило очень далеко идущих негативных последствий это светопреставление. В общем, отхлебнули ребята по полной. Маршрут дался всем «продиранием» и «выгрызанием». Но давайте все честно признаемся: никто из них не сдался! Все держались.

Маршрут постоянно подкидывал неожиданные подарки судьбы и прекрасные сюрпризы, но и расслабиться не давал вообще. Прилетало отовсюду. От природы, от окружающего бардака, от чего угодно. Сложность маршрута прошлась по всем по полной, от души, но и дарила восхитительные моменты, как бы извиняясь за очередной удар. Но все шли к цели, потому что это настоящие Люди, они смогли! Выполнение маршрута составило немыслимые в таком мероприятии, если оставить в стороне невыносимые бредни диванных экспертов, о том, что все и всегда обойдется в таких мероприятиях без сюрпризов: 94,117% маршрута! 15 и 14 локаций из 17 запланированных в двух разных подгруппах (один раз разделялись по интересам) и несколько незапланированных. Это высочайший показатель в данных условиях! Было тяжело, было весело, было грустно, было смешно, было печально, было душевно, было разно. Маленькая жизнь внутри большой жизни во всех ее красках в гипертрофированном Севером виде с эмоциями в виде пиковых показателей по обе стороны шкалы. Теперь житейскую мудрость, принятие неизбежных обстоятельств и дзен теперь можно добывать прямо из нас.

Мы прожили еще одну жизнь, во всех ее ярчайших красках. Поверьте, современные первопроходцы, отличаются от Кука и Миклухо-Маклая, разве что тем, что девайсы современней стали с тех времен, а дух в людях все тот же. Человек всегда найдет свой путь сделать что-то первым. Первым в мире. Первым в истории. Первым в своей душе. Это навсегда. Люди будут летать по Чукотке. Будут летать гидросамолетами, будут летать по этому и другим маршрутам, будут летать дольше и дальше, на других видах транспорта, да хоть телепортироваться. Но Первыми в том, что сделали эти Люди, они уже останутся навсегда и это уже никак не изменить и не отменить. Их сертификаты – это не пошлые магниты на холодильник из турецкого отеля. Их сертификаты – история. История людей, история нашей цивилизации, история мира.

В самолете
Фото участника экспедиции Елены

Опуская сейчас все подробности, о которых поговорим, и которые вам покажем, если пожелаете, позже, возвращаюсь к хронологии маршрута. Мы «отрабатываем» Реку до Ваег, включая, только «крупными мазками»: Краснено, Танюрер, Снежное, где по просьбе главы и жителей села, Сергей проводит импровизированную незапланированную творческую встречу в местном клубе, которая проходит действительно очень тепло, нас встречают как долгожданных родственников.

Марково. И тут «стоп машина» по прохождению маршрута. Техническая неполадка. Один из самолетов летать может, но таки имеет неисправность, которая потенциально может повлиять на безопасность полета. Риск в подобных вопросах даже не рассматривается. ОК, транспортная мобильность уполовинилась, но не исчезла. Принимаю решение дальше нашей авиацией дотягиваться до Ваег, убрав из маршрута Ламутское. А из Ваег выбрасываться с радиалки на центральный хаб – Анадырь, оттуда делать еще две оставшиеся радиалки. Причина проста: если в Ламутском по каким-либо причинами выйдет из строя второй самолет, ситуация станет критичной. Ваеги – точка невозврата, отсюда я могу в случае «шухера» снять людей, прервав радиалку выброской на скоростных катерах, за 12 часов доставив всех в Анадырь. Это план «Б». Все идет более-менее как задумано: концерты, гуляем с коренным чуванцем-историком-краеведом, нашим проводником по Марково и окрестностям, музеи, все такое.

Ваеги. Дотягиваемся туда из Марково в две ходки исправного самолета. Супер-прием, национальный ансамбль Тополинка – это нечто! Они развлекают нас, мы их, глава, Виктор Николаевич, просто – Агонь! Душевно, тепло, в хорошем смысле по-хозяйски встречает нас. Потрясающе гостеприимный и живой пункт. На улицах чисто, чувствуется порядок, цивилизация, всё работает, все при деле, свои местные молочные продукты и так далее. Ставим настоящую ярангу, стучим в настоящие бубны, жжём как можем, пьем чай в яранге под горловое пение местных артистов, устраиваем потрясающий национальный концерт у яранги.

Установка яранги
Фото участника экспедиции Елены

Далее двумя рейсами полностью исправного самолета возвращаю людей в Анадырь. Остается два «плеча»: Эгвекинот на северо-восток и Майниц на юго-запад. Полный состав группы доставлен в Анадырь вечером в четверг. Лететь в четверг уже поздно, световой день заканчивается, а летать по Чукотке ночью – вообще нездравая идея. «Прелесть» аэропортов Чукотки в том, что они закрываются на выходные! Вы не поверите, скажете: «что за дикость, как можно закрывать на выходные транзитные аэропорты, кому такое пришло в голову»? Ан, есть же светлы головы в родном отечестве. И природа, зараза такая, погодой на пятницу играется как безумный шаман бубном. Эгвекинот дает окно, Анадырь закрывается, открывается Анадырь и Эгвекинот, на сопках по маршруту черти-че, а к тому времени и Эгвекинот начинает скучать в туманах. Да мать же твою ити… 

Чукотка сверху
Фото участника экспедиции Елены

Рейсовыми Чукотавиа можно не рассматривать, в сб. и вс. никто летать не будет. У нас предельное время на маршруте – понедельник. В понедельник улетает в Москву первая часть группы. Нужно быть уже в Анадыре и до московского борта с запасом времени на пересадку. Вариант отпадает. Погода на понедельник на Эгвекинот по прогнозу – атас, ад, трэш и асвенцум. Учитывайте, что пилоты погоду не с выпуска новостей берут. У них своя система, им точность нужна и максимальная подробность по каждому километру маршрута, а не плюс-минус три лаптя по карте как по телеящику: «на Чукотке от минус 2 до плюс 30, местами дождь, местами солнце, местами космоса черные дыры…». Смотрим в их метеокарты. Полтергейст, я бы даже сказал: полный тергейст.

Заранее просчитан и план В для Эгвекинота. План Б – это пытать удачу с погодой на обратном пути с длинного речного плеча. Вот он в действии и опять осечка, не работает, зараза, несмотря на долгосрочные предварительные прогнозы погоды, дававшие надежду на его реализацию вначале маршрута. ОК, запускаем план В. Море. От Анадыря до Эгвекинота можно добраться по морю. Но и тут контрольный в голову: судно «Капитан Сотников» застревает из-за шторма в Провидения. Соответственно, у него «плывет» расписание и полностью рассинхронизируется с нашим. В Анадыре он будет слишком поздно. С Эгвекинотом остается надеяться уже на совсем какое-то немыслимое чудо и все медведи в лесу должны ласты склеить, чтобы оно случилось. 

Гидросамолет на Майнице

В это время открывается окно на Майниц, который тоже с какого-то будуна начал выпендриваться туманами, дождями и прочими армагеддонами. Одной ходкой отправляю половину группы на Майниц без ночевки. В это время гуляем и развлекаемся, кто в Анадыре Эргыроном наслаждается, кто на Майнице рыбку ловит и уху варит. Постоянно мониторим погоду на Эгвекинот. Причем сделать туда ходку нужно таким образом, чтобы в уже даже теоретическое невероятное окно успеть не только прилететь туда, но и улететь оттуда. Ждемс, это Чукотка. Ничего не поделаешь, детка, учись дзену.

Эргырон

И тут опять удар под дых. Второй самолет при посадке на полосу по возвращению с Майница в Анадырь повреждает шасси. Не глобально, летать можно, устранить тоже можно на месте, но не раньше понедельника. А до тех пор, садиться на грунт – ну его, не нужен нам никакой такой риск. Каждое тело на склонах Эвереста когда-то было невероятно высокомотивированной личностью, вышедшей из зоны комфорта. Соответственно, уже не только транспортная мобильность уполовинилась, но и варианты мест посадки сократились. Для Эгвекинота это критично. Там залив Креста, изначально планировали садиться на него. Но и тут своя специфика. На Заливе часто бывают волны (можно подумать, что фирменные эгвекиносткие туманы пилотам прямо таки счастье дарят и им этого мало), а не на всякую волну можно сажать самолет. 

Соответственно план Б для Эгвекинота, если на Заливе не получится сесть на воду – как раз полоса аэропорта, то есть на землю. А в таких условиях лучше не лететь, ибо можно попасть в патовую ситуацию, которая может повернуться очень плохо: прилетели, а ни на воду, ни на землю сесть нельзя… Это уже ненужный и неоправданный риск. Срочно собираю онлайн совещание с МЧС, ЕДДС, пилотами, главой района. Решение очевидно, спасатели категорически против полета, пилоты тоже, глава района понимает ситуацию и тут еще, как на зло, за два дня до этого на Камчатке вертолет падает… Никому вторая Камчатка не нужна. Риск выходит из под контроля и переходит опасную черту. Принимаю решение: отбой, на Эгвекинот не летим, нельзя.

Помимо прочего, есть такое, жизнью выведенное и доказанное правило: если куда-то Чукотка не пускает вообще никакой ценой в один-другой наскок, то и не надо третий раз пытаться, не созрела еще цель, не открылась она еще, не пришло ее время, не испытывай судьбу, плохо закончится. Подожди, подумай и зайди позже с другой стороны, тогда все получится.

Чукотка сверху
Фото участника экспедиции Елены

Воздушную часть Путешествия завершаем. Отправляемся на день без ночевки бороздить окрестности Анадыря – гулять по грандиозной подземной ядерной базе Гудым, ну и далее…

Общее впечатление: нас самих непогода так толком и не накрывала. Мы, в том числе, благодаря авиамобильности, волей-неволей, убегали от непогоды, играя с ней в шашки, и все время оставаясь в более-менее белом погодном поле. С погодой свезло нам самим, но не нашему маршруту. Рыбалка, рыба и икра – до отвала. Оленины – от души. Яранги, покатушки на квадрах вокруг потрясающего Снежного, которое, по иронии судьбы, с реки вообще не производит такого впечатления как с сопки над ним, это просто два разных мира. 

Теплейший прием местным населением с их, порой очень и очень скромными возможностями в сфере гостеприимства, ну не египетское побережье это, тут нет отелей, согнувшихся под весом своих звезд сросшихся заборами друг с другом. Но что могли предложить люди, они предлагали. Они предлагали от души, они делились своим, они делились скромным, но честным, они делали все от сердца. А по мне, так ни одна вышколенная протокольная морда швейцара в блестящей ливрее не заменит искренней улыбки и света радости в глазах встречающих.

Фотосессия с Тополинкой
Фото участника экспедиции Елены

Да и наш собственный импровизированный вечер с гитарой был великолепен! Блин, как же много у людей таланта! Наша прекрасная дама, а в наших рядах была и такая, как же она мужественно вела себя! У этих людей, безусловно, есть внутренний сильнейший стержень. Они могут, они делают, они преодолевают, они выходят из пресловутой плюшевой зоны комфорта, они побеждают, презрев трудности пути, потому что они – Победители, Первопроходцы, Покорители Арктики!

А наши пилоты? Это же не пилоты, это – крылатые люди. Они не просто асы, они родились, чтобы летать. Блестяще пилотируют, бесподобно, им хоть гаражные ворота дай, они и на них полетят. Среди всех людей неба, полярные летчики – это особая каста, элита элит, голубая кровь. Профи высочайшего класса. Полет из Ваег в Анадырь на высоте 10-20 метров с огибанием рельефа местности, боевые заходы на наши же движущиеся катера и лодки, и из плавсредств, и из самих самолетов – это крышесносящее зрелище. Круги на малой высоте над гуляющими медведиками внизу, вот тут эмоциями взрывались даже самые флегматичные. Незабываемо.

Общий итог: ушатались, выстрадали каждый километр, но душой понимаю, что через неделю походные берцы в своей душе начнут украдкой посматривать на входную дверь. А пока опять скучные бумаги, договоры, проекты, идеи, можно и основными делами и бизнесом заняться, отвел душу в полях, хоть и устал безмерно, ну так это за неделю пройдет, а то, что пережил, останется со мной уже навсегда. Маршрут пройден, пройден успешно и без потерь, ура!

Ну а подробности я буду показывать и рассказывать вам позже. Следите за новостями, пишите в редакцию🙂.

Живите и путешествуйте, открывайте мир!

ДАЖЕ НЕ ДУМАЙТЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ЧТО-ЛИБО ПОДОБНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЮ, НЕЗНАНИЕ ВСЕЙ ВОТ ЭТОЙ ВОТ СПЕЦИФИКИ, КОТОРУЮ НИ В КАКОМ ИНТЕРНЕТЕ ВЫ НЕ ВЫЧИТАТЕ И ОТСУТСТВИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОПЫТА, КОТОРЫЙ НИ В КАКИХ КНИГАХ ВЫ НЕ ПОЧЕРПНЕТЕ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО СЕВЕРА СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО!!!

По следам экспедиции ГрандАвиа Чукотка 2021: фото с неба
Баланс здорового авантюризма и недопустимых рисков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *