Здесь и далее в фотоотчете использованы не только наши фотоматериалы, но и фотоматериалы, снятые участником экспедиции Дмитрием, а также видеоматериалы участника Сергея и помогавшего нам анадырского журналиста – Павла Кошеленко.
Практически все путешествия по Чукотке начинаются в Анадыре. Так сложилось историческо-логистически, Анадырь – основной транспортный хаб Чукотки. Через него проходит 90% пассажиропотока и бОльшая часть грузов.
Кошмар чукотской логистики начинается именно здесь. И основная причина этого кошмара очевидна: город и аэропорт расположены на разных сторонах Анадырского лимана (ширина в этом месте от 3 км., глубина – более 40 метров). Моста через лиман нет и никогда не было. Зимой это не столь значимая проблема. Анадырский лиман замерзает и по нему совершенно спокойно ездят любые машины, грузовики, автобусы, да хоть танки. Такое тоже было неоднократно, танки через лиман по льду возили безо всяких проблем. Толщина льда более двух метров, выдерживает что угодно. Его пробурить то обычным «материковским» буром не получится, тупо не хватит длины бура.
Летом все сложней, но не критично. Летом лучший способ попасть из аэропорта в город и обратно – баржи или рейсовый катер с потрясающе логичным для Чукотки названием «Камчатка». Округ закупил и скоро вроде как должен начать регулярные рейсы паром ледового класса. Но это тоже, на самом деле, укол в протез. Даже если он и продлит период навигации на пару недель, то основную засаду он никак не решит.
А наступает эта засада весной и осенью, в межсезонье. Говорить про чукотскую осень особого смысла не имеет. Ее на Чукотке попросту практически нет, лето, потом короткий период предзимья и зима. Вот этой вот слякоти на несколько месяцев, бесконечных дождей, переходов температуры через 0 и прочей осенней материковской тоски здесь практически нет. Недельку поколбасит и привет зима.
Вот в этом периоде логистика осложняется до крайней степени. По лиману идут льды. Соответственно, ни по зимнику, ни по воде не переберешься. Все эти суда на воздушной подушке, глиссеры и прочее тоже имеют массу ограничений и кардинально проблему не решают. К тому же они исключительно ненадежны, а это в условиях Крайнего Севера попросту опасно. Сломается такая загогулина на середине лимана и к ней нужно срочно отправлять другую такую же на выручку в надежде, что и эта не сломается, иначе сломавшееся чудо техники унесет к чертям собачьим в мировой океан, а там в это время грустно, печально и холодно.
Никогда не бывавшие на Чукотке диванные умники предлагают накинуть кружок вокруг и по суше переехать на нужную сторону. Однако, обсуждать нетрезвые идеи больных умов нет ни малейшего смысла: протяженность реки Анадырь под 1,2 тыс. км., а если посчитать все безумные меандры, протоки, ответвления, впадающие в нее реки, речушки, ручьи и примыкающие болота в среднем течении, через которые, разумеется, нет ни то что никаких мостов или переправ, но и вообще любых дорог, то вся бредовость подобных стейтментов вызывает лишь желание полечить авторов подобных идей электричеством, прямо в тыковку, хуже все-равно не станет, ибо подобный кружок получится на многие тысячи, даже десятки тысяч км. абсолютнейшего, непроходимого бездорожья.
Вот и мы начинаем свой путь с аэропорта Анадырь. Приличный, вполне соответствующий своему статусу международного аэропорта. Простите за бредовость, но официально называющийся: «Аэропорт Анáдырь (Угольный) имени Юрия Сергеевича Рытхэу» – двойного назначения. А это означает, что они одновременно используется и гражданскими, и военными. Впрочем, как раз это никаких проблем не вызывает, они друг другу не мешают. Восемь с половиной часов прямого беспосадочного полета из Внуково и мы на месте.
Знакомьтесь, один из участников экспедиции – Дмитрий, в аэропорту Анадырь. Мечтает тоже стать полярным пилотом, для чего, отучившись на частного пилота в Канаде, получает также российскую лицензию пилота.
Анадырь встречает нас теплой солнечной погодой. Получаем багаж, грузимся и отправляемся в город. Подъехав к Восьмому причалу, ожидаем прибытие нашей баржи. А в это время я развлекаю путешественников короткими рассказами о Чукотке и ее специфике.
Восьмой причал. Расположен на «аэропортовской» стороне Анадырского лимана. Подъехав сюда на встречающих нас машинах, ожидаем прибытие нужных нам барж и в это время осматриваем окрестности. Справа группой стоят участники экспедиции, слева наш главный представитель в Анадыре – Олег.
Дмитрий Никулин (КВН, «Дети лейтенанта Шмидта») и Сергей Нетиевский (КВН, «Уральские пельмени») радуются чукотскому солнышку и прекрасной погоде.
Бурные эмоции вызывает повсеместно растущий здесь чукотский одуванчик, по науке именующийся «пушица влагалищная». Я серьезно, можете «пробить» в поисковиках, что и сделали путешественники, не поверив мне на слово.
Пушица в руках у Елены.
Чем-то этот северный одуван очень схож с хлопком. Впрочем, его подобным образом и использовали, отчего и пошло такое своеобразное название. Сдувать с него шапку – занятие абсолютно бессмысленное даже для компрессора, не то, что для человеческих легких. Природа и эволюция сделали пушицу способной противостоять чукотским ветрам. Тем самым, которые легко роняют башенные портовые краны, играют в футбол мусорными баками лучше игроков сборной России, поднимают в небо собак, кошек, детей лет до 12 и ласково колышат прутья арматуры за выгибающимся от ветра стеклом окна.
А вот так выглядит сам «Восьмой причал». На заднем плане угольный транспортер, по которому уголь, добытый недалеко от аэропорта, по задумке должен был погружаться на плашкоуты и перевозиться на сторону города для местной ТЭЦ. ТЭЦ переведена на газ, который добывается в окрестностях Анадыря. Но уголь все-равно завозится как резервное топливо на всякий случай. Впрочем, угольный транспортёр для этого не используется.
По берегу бегают евражки, это такие прикольные чукотские суслики. Достаточно крупные, шустрые, очень милые и забавные.
Евражек вообще на Чукотке полно. Прелюбопытные зверушки.
Живут они в очень сложных и разветвленных норах, которые сами же и строят, зачастую используя техногенный рельеф местности. Очень любят наблюдать за человеком и копировать его, не хуже тех обезьян.
Для евражек все вокруг – враги. Их может съесть полярная сова, лиса, волк, городские собаки и так далее. Поэтому они очень пугливые. Вот и этот чего-то испугался и бросился бежать.
Во время самой переправы на барже можно не выходить из машины, а можно и поглядеть на окрестности не через стекло. Разумеется, выбираем второе. И тут первое удивление. Рядом на барже возвращаются путешественники, летавшие с нами на озеро Майниц. Удивительного в этом факте самом по себе ничего нет, мы возим людей туда, в том числе, и гидросамолетами.
Уникальное место, просто потрясающее, нетронутое и, благодаря своей труднодоступности, незагаженное. Эндемические породы рыбы, головокружительные сопки, чистейшая вода, тишина и чистота на сотни километров вокруг. Очень рекомендую там побывать. Сейчас это перестало быть проблемой. Если раньше туда добирались вездеходами, а пара суток в вездеходе, сами понимаете, никому раем на кажется, то сейчас меньше часа полета на красивых низких высотах и вы на месте. Удивительно то, что это сербы и они подходят к нам с Сергеем и обращаются к нему с заметным акцентом: «Сергей, можно с вами сфотографироваться, мы и наши дети учили русский по вашему шоу на ТВ», неожиданно, оказывается «Пельменей» смотрят и в Сербии, не знал.
Меньше получаса на барже и мы на нужной нам стороне Анадырского лимана. Сразу едем размещаться в гостинице. По плану завтра день на акклиматизацию, переход джетлага, вечером концерт и после второй ночевки в Анадыре полет в Эгвекинот.
Продолжение следует.